`
На главную страницу
На главную страницу
XXI ВЕК
ИСТРЕБИТЕЛИ
БОМБАРДИРОВЩИКИ
РАЗВЕДЧИКИ
ИСТОРИЯ
Rambler's Top100



Реклама:

Высоко над толпой поднялся гений человеческой мысли Андрея Туполева

Вехи жизни великого русского авиаконструктора
Дочь одного из основоположников современного авиастроения Андрея Туполева Юлия Андреевна и ее муж, Владимир Михайлович Вуля, ведущей эксперт ОКБ "Туполев", вспоминают об одном из лучших русских инженеров. В воскресенье заканчивается авиасалон в Домодедове, смотр достижений российской гражданской авиации и фестиваль пилотажных групп мира. Названия российских самолетов до сих пор воспринимаются большинством как мировые бренды, потому что за ними стоят имена великих авиаконструкторов. Во время авиашоу мы навестили дочь одного из основоположников современного авиастроения Андрея Туполева Юлию Андреевну и ее мужа, Владимира Михайловича Вуля, бывшего заместителя генерального директора, а ныне ведущего эксперта ОКБ "Туполев", чтобы вспомнить об одном из лучших русских инженеров и поговорить о перспективах российской авиации.
Голос за металл
- Правда ли, что Туполев первым сделал полностью металлический самолет?
- Туполев не был первым, кто открыл дюралюминий для авиастроения, раньше него это сделал Юнкерс Зато: он опытным путем доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу - с другой.
Сейчас очевидно, что деревянные самолеты, на которых летали с начала века, тяжелы и пожароопасны, а в начале 20-х эта мысль была в новинку. В Советской России, богатой лесом и неразвитой в промышленном отношении, было огромное лобби "деревянщиков", считавших металл бесперспективным материалом для авиации. Заслуга Туполева в том, что он это лобби переборол.
Изменник Родины
- Юлия Андреевна, за что арестовали вашего отца?
- Его и маму обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолетов французской разведке. Как и все обвинения 1937 года, приговор был абсолютно бредовым. Долгое время никакого известия о судьбе родителей не было. После его ареста я удивительным образом все-таки окончила школу и даже поступила в медицинский институт. От меня требовали отречься от родителей. Я ответила, что не отрекусь никогда. Тогда меня хотели выгнать из комсомола, но мои сокурсники не проголосовали за это. Мне влепили выговор за потерю политической бдительности - проглядела врага народа в своей семье. Трудное было время - я работала на овощебазе, где не платили денег, но можно было взять несколько килограммов овощей домой.
Но надо сказать, что после ареста отца мне встречались люди, готовые помочь. Как-то меня вызвал секретарь райкома и поинтересовался, как мы живем. Он сказал: "К сожалению, не могу вам дать никакой другой работы, кроме как в архиве НКВД". Поскольку это в любом случае было лучше, чем овощебаза, я с радостью согласилась.
А спасли нас от голода туполевский заместитель Александр Архангельский и его жена Наталия.
- Владимир Михайлович, вы помните свою первую встречу с Туполевым?
- Мы с Юлией Андреевной поженились, когда Андрей Николаевич еще был в заключении. Ему передали, что фамилия мужа Вуль, и он немного обеспокоился - Вулем звали тогдашнего начальника московской милиции (мой отец работал директором банка).
Это был июль 1941 года, вскоре после начала войны. Мы его ждали домой из "шараги", в которой он провел последние годы заключения. Он обнял меня, и с тех пор отношения между нами всегда были самыми теплыми и сердечными.
- Предлагали ли Туполеву когда-нибудь вступить в партию?
В.В.: Я думаю, что да, но он не считал нужным на эту тему говорить. Кстати, хочу заметить, что все недостатки советской власти он видел очень ясно и дома при случае этого не скрывал. Но поддерживать оппозиционные разговоры никогда не любил, считал, что нужно делать свое дело, в этом - высшее благо. Однажды его спросили, почему он не пишет воспоминаний. Он ответил: "Я не пишу, я делаю". Это очень наглядный пример его философии - он до последнего дня жизни был человеком не рефлексии, а дела, процесса и результата.
Ю.Т.: Он всегда воспитывал нас с братом патриотами своей страны, подразумевая, что любить надо ту страну, которая есть. Никаких иллюзий относительно власти он не испытывал

Далее на увлекательном сайте «Люди»
Андрей Туполев
Андрей Туполев