`
На главную страницу
На главную страницу
XXI ВЕК
ИСТРЕБИТЕЛИ
БОМБАРДИРОВЩИКИ
РАЗВЕДЧИКИ
ИСТОРИЯ
Rambler's Top100



Реклама:

Русский летчик Павел Головин первым пролетел над северным полюсом

Северная экспансия
Освоение Севера старая российская проблема. Многие пытливые умы ставили своей задачей овладеть этими бескрайними территориями, обеспечить судоходство, транспортное сообщение да и просто сносные возможности для существования на этих северных берегах России. Лишь в начале нашего столетия уровень развития техники и цивилизации позволили вплотную приступить к решению этой проблемы
Значительную роль в этой планомерной северной экспансии сыграла набирающая силу авиация. Именно благодаря самолетам появилась возможность на более высоком качественном уровне решать проблемы снабжения, связи и разведки. Первоначально шло освоение территорий окраинных морей Северного Ледовитого океана, там строились зимовки и полярные станции. Следующим этапом стало продвижение все далее на север. Летом 1937 года моторы тяжелых самолетов начали тревожить бескрайние просторы Центральной Арктики. Это большевики, всерьез и надолго взявшиеся за освоение полярных областей, стремились покорить Северный полюс. В мае 1937 года была предпринята беспрецендентная высадка советской экспедиции на лед в районе полюса. Четыре многомоторных транспортных самолета АНТ-6 выгрузили на льдину снаряжение и оборудование первой в мире полярной дрейфующей станции СП-1 (Северный полюс-1). На станции СП-1 остались четверо зимовщиков во главе с И.Д.Папаниным, которым в течении многих месяцев ледового дрейфа предстояло провести многочисленные эксперименты и исследования. Кроме этой основной задачи станция должна была обеспечить связью и радиоприводом намечавшиеся перелеты советских летчиков через Северный полюс в Америку. Полярная эпопея 1937 года, включавшая в себя и перелеты в Америку, получила широкую известность в мире, впоследствии она подробно была освещена многими участниками событий. Навсегда известными останутся имена начальника экспедиции О.Ю.Шмидта, командиров самолетов АНТ-6 М.В.Водопьянова, В.С.Молокова, И.П.Мазурука, А,Д.Алексеева, летчиков В.П.Чкалова, М.М.Громова, С.А.Леваневского. Была однако во всей этой истории одна изюминка, один эпизод, который особо не акцентировался на фоне помпезных достижений массового десанта и американских рукоплесканий. Еще до высадки основной экспедиции, 5 мая 1937 года над полюсом пролетел небольшой двухмоторный разведчик АНТ-7 под управлением Павла Головина. Событие это особо не отмечалось, а напрасно, особенно если принять во внимание всю историю воздушных путешествий в полярных областях.
Дерзкая идея покорить полюс по воздуху высказывалась еще в середине прошлого века, когда был достигнут определенный прогресс в постройке и эксплуатации воздушных шаров. Первая попытка, предпринятая в 1897 году шведом Андре на аэростате "Орел" оказалась неудачной. Лишь много лет спустя останки Андре и его спутников были обнаружены на одном из островов архипелага Шпицберген. Неудачными были попытки американца Уэльмана в 1907 и 1909 годах. Используемые им дирижабли полюса не достигли. Подготовка дирижабля Цеппелина в 1914 году не достигла окончательного этапа по причине начала мировой войны.
Спустя десяток лет к рискованным полярным полетам подключились самолеты, дальность действия которых и возросшая надежность как будто могли обеспечить успех. В 1923 году экспедиция "Хамер-Юнкерс" смогла достичь 80-й параллели, американская экспедиция, предпринятая в 1925 под эгидой Национального географического общества и с привлечением армиии и флота США смогла лишь провести ряд полетов в районе Гренландии. Известный норвежский исследователь Арктики Руал Амундсен организовал свою экспедицию на двух летающих лодках Дорнъе "Валь". Норвежцы добрались до 88-й параллели, после чего им удалось спастись на одном из оставшихся самолетов.
Подробнее в статье М.Маслова на сайте «Транспорт»


Павел Головин за штурвалом
Павел Головин за штурвалом