Парад героев русской авиацииОт Нестерова до Елисеева Специальностей в армии и на флоте многие сотни. Все они важны, по-своему сложны и требовательны к человеку. Но во все времена в перечне, который постоянно расширяется, особо почетное место отводилось военному летчику. И у нас, в России, в Советском Союзе, и за рубежом. Военный летчик - достояние государства и общества, растеряв которое они стали бы беззащитными. Это достояние создается годами и подлежит особой охране.
Россия уже на заре развития авиации, в том числе военной, занимала достойное место среди немногих авиационных держав. Даже тогда, когда летать в основном приходилось на машинах иностранного (преимущественно французского и английского) производства. На почетные позиции ее выводили летчики - смелые, умелые, по-русски преданные авиации, ее романтики.
В годы первой мировой войны в обиход вошло слово ас, применимое не ко всякому из пилотов. Нужно было отличиться в технике пилотирования, полноте использования возможностей самолета, обрести и показать другим что-то необычное, новаторское, зарекомендовать себя первопроходцем. Ну и самое главное для военного времени - выйти победителем из воздушных боев. Во Франции первыми асами назвали тех, кто одержал в небе не менее трех-пяти боев.
России в те далекие уже годы было кем гордиться. Никогда не померкнет имя штабс-капитана Петра Николаевича Нестерова, летчика, как говорят, от Бога. Это был основоположник высшего пилотажа в мировом масштабе. Он первым обосновал теоретически и осуществил практически полет с креном, выполнил ту самую "мертвую петлю", которой вечно носить его имя. И погиб Нестеров героем - первым на нашей планете применив воздушный таран, сознательно отдавая жизнь за Отечество.
Асами называли в ту пору в России Яна Нагурского и Сергея Уточкина. Нагурский одним из первых начал осваивать полярные трассы на гидросамолете. Облетал в 1914 году побережье Новой Земли, забирался и севернее - к Земле Франца-Иосифа. Это были очень рискованные полеты: называть самолеты того времени надежными и безотказными было рано, а погода на Севере непредсказуема. В годы войны Нагурский не раз летал на разведку и бомбежку. В 1916 году вслед за соотечественником Нестеровым он первым в мире выполнил его петлю на гидросамолете. Все это вызывало в авиационном мире и удивление, и восхищение.
Сергей Уточкин - из числа первых российских воздухоплавателей. На воздушном шаре он летал над Одессой, пустыней Сахара. А самолет поднял в воздух еще в 1910 году.
Те "нормативы", которыми на Западе руководствовались, называя военных летчиков асами, - 3-5 сбитых самолетов противника - русские пилоты во многих случаях перевыполняли. Константин Арцеулов, к примеру, совершив около двухсот боевых вылетов, сбил 18 вражеских самолетов. Он же первым среди летчиков мира проверил себя и машину в преднамеренном штопоре. Другой наш военный летчик, Евграф Крутень, мастер высшего пилотажа, навсегда приземлил 15 самолетов противника. Этот перечень можно продолжить.
Советский Союз принял от прежней России и развил традицию поднимать на щит славы лучших авиаторов, согревать их на трудном и опасном пути освоения новой техники всеобщим вниманием, уважением и почетом. В тридцатые годы в стране и стар и млад знали имена В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова, поразивших весь мир беспосадочными перелетами Москва - Петропавловск-Камчатский - остров Удд, а затем из Москвы через Северный полюс в Ванкувер.
Далее в газетной публикации Владимир Иванова и Николай Ключарева на одноименном сайте «Красная звезда»
|
 |
|
 |
 | Герой Советского Союза Геннадий Елисеев |  |
|