`
На главную страницу
На главную страницу
XXI ВЕК
ИСТРЕБИТЕЛИ
БОМБАРДИРОВЩИКИ
РАЗВЕДЧИКИ
ИСТОРИЯ
Rambler's Top100



Реклама:

Первую модель русского летательного аппарата предложил Михайло Ломоносов.

«Динозавры» конструкторской мысли
Мы не будем здесь касаться древних сказаний и легенд о полетах человека, не будем также полагаться на свидетельства старинных рукописей и прочих источников о постройках различных летательных “приборов”. Первая в мире документированная практическая разработка летательного аппарата тяжелее воздуха была выполнена великим русским ученым М. В. Ломоносовым. Это была модель вертолета в натуре, с нее мы и начнем обзор.

Работы М. В. Ломоносова охватывали почти все области знания, в том числе и вопросы создания летательного аппарата. В 1754 г. он построил модель, работавшую по принципу вертолета с соосными винтами, которая должна была летать.
Мысль о такой машине возникла у Ломоносова в связи с его работами по физике и метеорологии. Он изыскивал средство, с помощью которого можно было бы поднять над землей метеорологические регистрирующие приборы. Летательные аппараты легче воздуха тогда еще не имели практического применения, и ученый обратился к идее создания летательной машины тяжелее воздуха.
Дошедшие до нас данные о такой машине, созданной Ломоносовым, очень скудны и в основном содержатся в пяти документах 1, из которых два наиболее ценные. Так, в протоколе заседания Российской Академии Наук от 1 июля 1754 г. 2 имеется следующая запись (в новом переводе с латинского):
“Господин Советник Ломоносов показал придуманную им машину, которую он называет аэродромической и назначение которой должно быть в том, чтобы работой крыльев, приводимых в сильное движение пружиной, каковые обычно бывают в часах, горизонтально в противоположных направлениях, прижимать воздух и поднимать машину в направлении верхней воздушной области с тем, чтобы можно было исследовать условия верхнего воздуха метеорологическими приборами, к этой аэродромической машине присоединенными. Машина подвешивалась на шнурке, протянутом через два блока, и удерживалась

в равновесии грузиками, привешенными с противоположной стороны, при заведенной пружине тотчас поднималась вверх и тем обещала желаемое действие. Это же действие, по суждению изобретателя, еще более возрастет, если увеличится сила пружины и если расстояние между крыльями в обеих парах их будет больше, и если коробка, в которую вложена пружина, для уменьшения веса будет сделана из дерева, о чем он обещал позаботиться”.
Другим документом, в котором имеются сведения об этой машине, является годовой отчет за 1754 г., в котором Ломоносов пишет:
“Делал опыт машины, которая бы, подымаясь кверху сама, могла бы поднять маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине, которая с лишком на два золотника облегчалась, однако к желаемому концу не приведена”.
Подлинный рисунок машины, выполненный в свое время Ломоносовым, не обнаружен; рисунок же, приводившийся неоднократно в различных книгах, сделан уже в наше время. По этим причинам конструктивная схема машины в деталях неизвестна, но судя по приведенным описаниям, она аналогична схеме соосного вертолета. Машина имела небольшие размеры, поскольку при проведении опытов она под действием несущих винтов разгружалась на два с лишним золотника (9—10 г), что составляло, видимо, немалую долю ее общей массы.
В последующие годы М. В. Ломоносов, занятый многими другими исследованиями, к этой теме больше не возвращался.
Значительно позже Ломоносова французы Пауктон (1768 г.), затем Лонуа и Бьенвеню (1784 г.) создали летающие модели вертолетов простейшего типа.
Первый том одного из наиболее авторитетных специалистов по истории отечественной авиации Шваброва В.Б вы сможете посмотреть в электронном виде на сайте «Аэроплан»
Создатель первого русского вертолета Михайло Ломоносов
Создатель первого русского вертолета Михайло Ломоносов