`
На главную страницу
На главную страницу
XXI ВЕК
ИСТРЕБИТЕЛИ
БОМБАРДИРОВЩИКИ
РАЗВЕДЧИКИ
ИСТОРИЯ
Rambler's Top100



Реклама:

Первый корпусный авиаотряд в борьбе за русское небо

Страничка из истории Первой Мировой
В тот же день личный состав отряда был выстроен на аэродроме, офицеры и солдаты выслушали последние напутствия командования, а так же молебен "о даровании православному воинству победы над супостатом", и вечером состав из 42 вагонов отправился в сторону фронта по Варшавской железной дороге.
Ехали не слишком быстро, часами простаивая на узловых станциях и пропуская вперед пехоту и артиллерию. Только ночью 1 августа отряд прибыл в Варшаву, где и разгрузился за три часа. В качестве временной базы отряда стало Мокотово поле, куда к вечеру прилетели летчики. Неизбежная неразбериха начала мобилизации и традиционный русский бардак привели к тому, что самолет поручика Ивана Хризосколео был обстрелян своими войсками. 2 августа отряд передислоцировался в крепость Новогеоргиевск. Новый аэродром, по воспоминаниям летчиков, представлял собой "большое поле. ангары на нем были выкрашены в защитный цвет. ровно как и аэропланы". Служебные постройки располагались в находившемся рядом сосновом лесу.
4 августа стало знаменательным событием - в этот день поручик Феликс Верницкий совершил первый полет на фронте, отправившись на "Фармане" с целью установления связи штаба крепости с передовыми частями. На следующий день на аэродром крепости прибыл авиаотряд Гвардейского корпуса под командованием военного летчика капитана Павла Голубова, его самолеты пришлось разместить в палатках, так как в ангарах уже не было места.
Тем временем 1-й корпус с боями продвигался вперед, и приданный ему 1-й корпусный авиаотряд получил приказ перебазироваться в Цеханов. 10 августа летчики вылетели на разведку, а на следующий день отряд перелетел в Зольдау. В течение последующих трех суток экипажи продолжали вести разведку в районе Млава-Зольдау-Нейденбург в интересах коменданта Новогеоргиевской крепости, вылетая по два-три раза в день.
"Экскурсии" за линию фронта вскоре выявили недостатки французских "фарманов". Летчики справедливо указывали, что "аппараты очень тихоходны по сравнению с немецкими и годятся только для связи между штабами, но не для разведки. Они выслужили срок и не могут подняться выше 2000 м". 14 августа получив подкрепления и произведя перегруппировку кайзеровские войска перешли в контрнаступление и вскоре прорвали русские позиции. По стечению обстоятельств аэродром авиаотряда оказался на пути немецкого клина, и нашим летчикам пришлось улетать, когда разрывы шрапнели и осколочно-фугасных гранат уже накрывали летное поле.
Вылетевшие на разведку 19 августа экипажи обнаружили сосредоточение больших сил неприятеля в районе Лилово, и на основании этих данных 25 августа русское командование нанесло контрудар по вклинившимся неприятельским силам, который, правда, имел лишь частичный успех. Необходимо отметить, что несмотря на тихоходность "фарманы" все же отличались довольно высокой живучестью к боевым повреждениям. Например, в ходе выполнения разведывательного вылета 30 августа над Яновым был обстрелян "Фарман" начальника отряда штабс-капитана Пруссиса, осколками шрапнели были пробиты сиденье и пятый цилиндр мотора, однако летчику удалось благополучно вернуться на свой аэродром.
Сентябрь принес дожди. Самолеты стояли без палаток, так как в них они сохли хуже. Погодные условия мало располагали к выполнению полетов, и командование направило поручиков Ивана Хризосколео и Николая Воеводского в московскую авиашколу для переучивания на "Мораны", что сократило количество пилотов в отряде до четырех.
Несмотря на осеннюю распутицу немецкое наступление хотя и медленно, но продолжалось. Русские войска с тяжелыми боями отходили на восток. Авиаотряд отступал вместе со штабом 1-го корпуса и 25 сентября прибыл в Варшаву, откуда двумя месяцами ранее начался его боевой путь. Здесь произвели смотр личного состава, вооружения и имущества. Его результаты были неутешительны: все самолеты оказались сильно изношенными и непригодными к дальнейшей боевой работе. Аэропланы разобрали и отправили в Петроград, вместе с ними уехали военные летчики штабс-капитан Михаил Никифоров, поручики Феликс Верницкий и Владимир Фирсов. На этом первый этап боевой работы отряда закончился, отряд был отправлен в тыл на перевооружение новыми самолетами, а летчики - на переучивание и приемку новых самолетов.
Великолепный сайт «Авиа-Хобби» с рассказом об истории мировой авиации, и ее сегодняшнем дне


Вражеский пилот
Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!